Кто на сайте

Сейчас 192 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Обучение on-line / Training on-line

Гитарный аккомпанемент при исполнении песен

Большинство начинающих гитаристов с особым интересом изучают гитарный аккомпанемент. Данные навыки игры используются при исполнении песен как индивидуально, так и в составе ансамбля. Качественный аккомпанемент складывается из многих факторов. Гитарист должен знать различные аппликатуры аккордов, иметь отчетливое представление о вокальных диапазонах, легко ориентироваться в гармонических моделях, владеть целым арсеналом ритмических рисунков, проводить транспозицию музыкального материала из одной тональности в другую и т.д. Обучение онлайн под руководством опытного педагога позволяет изучать все темы в тесной взаимосвязи между собой, с учетом индивидуальных возможностей и запросов ученика, и в самые короткие сроки.

Аккомпанемент – это гармоническое и ритмическое сопровождение мелодии (основного мелодического голоса). Гармоническое сопровождение подразумевает общее движение аккордов, а ритмическое – воспроизведение аккордов или аккордовых тонов на единицы времени. Иначе говоря, пальцами левой руки осуществляется построение аккордов, а пальцами правой руки проводится их озвучивание в определенной последовательности. Озвучивание струн осуществляется ударным или щипковым способом.

  А.Андреев: "Что такое аккомпанемент простым языком? В левой руке прижимаются струны на определенных ладах. Это будут аккорды, или, условно говоря, гармония. А правой рукой происходит озвучивание струн. Это будет ритм. Если пальцами правой руки ударять по струнам, то это будет "бой". Или ударный способ игры. А если защипывать струны во время игры, то это будет щипковый способ".

Первым шагом в освоении аккомпанемента является изучение аккордов в открытой позиции. Их аппликатуры строятся с использованием открытых струн. Данные аккорды широко применяются в исполнительской практике. Сюда относятся такие аккорды, как Am, Dm, E и некоторые другие. Уже на первом онлайн-уроке учеником приобретаются уверенные навыки построения выше названных аккордов. Преподавателем разъясняются особенности прижатия струн к ладам, порядок расстановки пальцев на струнах и ладах.

Практически одновременно с изучением несложных аппликатур начинают приобретаться навыки ритмического сопровождения. Преподаватель в режиме онлайн показывает порядок озвучивания струн, который используется в наиболее употребительных моделях с ударным способом игры. Разъясняется, какими пальцами, и в какой очередности следует наносить удары по струнам. Воспроизведение аккордов проводится учеником одновременно с преподавателем или по отдельности.

На протяжении первых онлайн-уроков преподавателем показываются и разъясняются аккордово-ритмические модели, широко используемые при ведении гитарного аккомпанемента. Аккордово-ритмическая модель – это упорядоченное извлечение аккордовых звуков, осуществляемое по определенным ритмическим схемам. Преподаватель разъясняет, какими способами (техническими приемами) оказывается воздействие на струны пальцами правой руки, и на какую условную единицу времени. Данный порядок воздействия носит устойчивый характер, сохраняющийся на протяжении всего музыкального произведения. Ученик повторяет действия преподавателя. По мере необходимости модели обыгрываются ими совместно.

  А.Андреев: "Очень важно приучить свои пальчики к повторяющимся действиям. Нужно довести до автоматизма озвучивание струн. То есть три-четыре движения пальцев правой руки, которые постоянно повторяются. В левой руке аккорды меняются, а вот ритм в правой остается прежним. Конечно, могут быть разные комбинации пальцев. И чем больше гитарист знает этих ритмов, тем ярче сам аккомпанемент".

В процессе обучения ученик развивает и закрепляет навыки ведения аккомпанемента, основывающегося на аккордово-ритмических моделях. Преподаватель подробно объясняет, по каким линиям строится аккомпанемент. Так, аккордово-ритмическая линия включает в себя одновременное звучание трех и более звуков. Басовая линия связана с последовательным извлечением звуков на шестой, пятой и четвертой струнах. Арпеджированная линия предусматривает последовательное извлечение разных аккордовых звуков. Сочетание линий между собой приводит к образованию множества модельных вариантов.

Одновременно с изучением простых аппликатур аккордов и ритмических рисунков начинается освоение песенного репертуара. Первые песни разучиваются в наиболее употребительных тональностях a-moll/C-dur и e-moll/G-dur. В режиме онлайн преподавателем исполняется произведение (куплет/припев), после чего подробно разъясняется, какие аккорды используются в песне, и какая аккордово-ритмическая модель или модели могут здесь применяться. Ученик повторяет действия преподавателя. Отдельные фрагменты по мере необходимости обыгрываются совместно. Например, при разучивании песни «Звезда по имени Солнце» (В.Цой) последовательность аккордов в куплете будет Am, C, Dm, G, а в припеве – Dm и Am. Сначала преподаватель воспроизводит аккомпанемент к данной песне. Затем им указывается, что в куплете будут использоваться аккорды Am, C, Dm, G, а в припеве – Dm и Am. Ученик поочередно выстраивает их аппликатуры, добиваясь относительно быстрого перехода от одной аппликатуры к другой. Затем преподаватель показывает, какая аккордово-ритмическая модель используется для данной песни, или какая модель может применяться в качестве альтернативы. Ученик воспроизводит аккорды согласно установленному порядку. Отдельные фрагменты исполняются учеником и преподавателем совместно.

Важнейшей составляющей учебного процесса является работа по постановке певческого голоса. В режиме онлайн преподавателем практическим путем определяется вокальный диапазон ученика. Вокальный (певческий) диапазон – это общий звуковой объем певческого голоса, границы между его самым низким и самым высоким звуками. Определение данного диапазона у ученика является одним из условий успешного пения под гитару.

Много внимания во время обучения уделяется изучению тональностей. Как известно, мажорный или минорный лад может быть построен от любого звука – основного или производного. Данный звук будет являться первой ступенью лада, или тоникой, а высота, на которой расположен лад, будет называться тональностью. В режиме онлайн преподаватель на примерах объясняет, что представляют собой последовательности аккордов в той или иной тональности, как изменяется высота певческого голоса при смене тональностей и т.д. Ученик постепенно вырабатывает способность самостоятельного выбора тональности, в которой лучше всего отражается его вокальный талант. Одновременно с изучением тональностей учеником осваиваются практические вопросы, связанные с транспозицией аккомпанемента. Транспозиция (транспонирование) – это переложение музыкального материала, в аккомпанементе – последовательностей аккордов, из одной тональности в другую. Преподавателем в режиме онлайн раскрываются способы транспонирования, показываются новые аппликатурные построения. Ученику на примерах песен разъясняется практическая роль транспозиции, взаимосвязь данного процесса с качественным пением.

На начальном этапе обучения используются песни с несложной гармонической структурой. Это произведения, аккомпанемент к которым состоит из четырех или пяти аккордов, в основном трезвучий. Их аппликатуры включают открытые струны, что значительно упрощает для новичка построение аккомпанемента. Постепенно гармоническое сопровождение усложняется. В аккомпанемент включаются аккорды различных классов, разучиваются их аппликатуры. В это же время учеником начинает осваиваться прием барре.

На более позднем этапе обучения рассматриваются вопросы, связанные с регармонизацией песен. Регармонизация – это процесс замены одного аккорда другим, направленный на изменение первичной последовательности аккордов. Чаще всего использование новых аккордов связано с задачей обогатить исходную гармоническую схему. В большинстве случаев регармонизация предполагает замену аккордами, обладающими более сложными гармоническими формулами. Например, первичная последовательность аккордов Dm – G может быть заменена аккордами Dm7 – G7. В музыкальной практике для регармонизации используются разные методы. Это метод прямой замены, метод замены по терцовой схеме, метод тритоновой замены, метод приближения к целевому аккорду. Преподаватель в режиме онлайн разъясняет на практических примерах, какие аккорды в песне могут быть заменены и как это отражается на озвучивании аккомпанемента в целом.

Песни под гитару по скайпу

В центре внимания преподавателя и ученика находится песенный репертуар. Данный репертуар составлен преподавателем с учетом художественной значимости песен, их популярности среди различных возрастных категорий. С репертуаром ученик может ознакомиться предварительно. Выбор песни для разучивания определяется совместным решением преподавателя и ученика. При этом учитывается не только художественный вкус ученика, но и его исполнительский уровень на данный момент времени. Сначала в режиме онлайн преподаватель воспроизводит музыкальный материал целиком. Затем ученику разъясняется, какая тональность, и какая последовательность аккордов используется в данной песне, какую аккордово-ритмическую модель следует применить во время ведения аккомпанемента и т.д. Материал разучивается учеником пошагово. Отдельные фрагменты по мере необходимости исполняются учеником и преподавателем совместно.

В процессе обучения ученик может сам предлагать песни, которые ему хотелось бы включить в свой репертуар. Данные вопросы обсуждаются во время проведения занятий. Предварительно музыкальный материал может быть отправлен преподавателю по e-mail в формате mp3. Преподаватель обрабатывает данный материал, выбирает нужную тональность и последовательность аккордов, определяет аккордово-ритмическую модель, при необходимости проводит транспозицию. На последующем занятии данная песня разучивается учеником в режиме онлайн.

Каждый ученик обладает уникальными вокальными и слуховыми данными. Ученик с врожденным музыкальным слухом и с ярким певческим голосом способен быстро освоить множество песен. У другого ученика, не обладающего заметными способностями в этой сфере, вокальное исполнение под гитарный аккомпанемент может вызывать определенные затруднения. Эти сложности преодолеваются при помощи соответствующих методик. Преподаватель находит оптимальный вариант, позволяющий достичь ученику наилучшего результата.

Презентация 2010

O Sole Mio

Калинка-малинка

Фламенко